Сайт учителя-логопеда

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика  –  здоровьесберегающая технология в ДОУ

 Что такое  биоэнергопластика?

 Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: 

  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения  тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

    Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. 

Биоэнергопластика  синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

 

Этапы работы с применением биоэнергопластики

  • Диагностический ( сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
  • Эмоциональный ( создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки «Осьминог»).
  • Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).

Особенности работы с применением биоэнергопластики

  1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки», «Обезьянка»), счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

   Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

      Использование  биоэнергопластики способствует повышению работоспособности воспитанников,  активизации  познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной  деятельности. 

    Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети

ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Предлагаю вашему вниманию упражнения с приемами биоэнергопластики

 Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

 

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам  из одного уголка губы в другой.

 

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

 

Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

 

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок  упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

 

Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.

 

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.

 

Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.

 

Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.

 

Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.

 

Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы  выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.

 

Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног,  одновременно двигая челюстями вправо, влево.

 

Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.

 

Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.

 

Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.

 

Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.

 

Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.

 

Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.

 

Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.

 Рисунок4