С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.
Например: «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»,застревание на каком-либо слоге - «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка», «мимидор» вместо «помидор», «дупело» вместо «дупло», «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет.
Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Необходимио отметить, что нужно не просто поправлять ребенка, в случае если он не может справиться с произнесением длинного слова или слова, состоящего из трудных слогов , напрмер со стечением согласных звуков.
Необходимо ФОРМИРОВАТЬ эту самую слоговую структуру слова постепенно, поэтапно, словно собирая картину из пазлов.
А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
- Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
- Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна) Односложные слова (дом, кот, кит)
- Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель) Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь) Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас) Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета) Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
- Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди) Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино) Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)
- А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
- Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата)
- Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна) Односложные слова (дом, кот, кит)
- Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель) Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска)
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь) Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас) Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета) Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин)
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки)
- Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт)
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди). Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха,пианино, буратино) Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника)
И работать над слоговой структурой нужно постепенно, переходя от одного этапа к другому. Даже если ребенку удается произнесение слов из трех слогов, советую все же не пропускать этот этап и пусть не надолго, но все же задержаться на нем.
Вашему вниманию предлагаю презентации,
которые размещены в этом разделе.
В них подобран иллюстративный материал для формирования слоговой структуры слов, использовать который вы сможете, занимаясь с ребенком дома.
Также, рекомендую прочесть консультацию:
"Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слов"
Желаю вам терпения и успехов!