Сайт учителя-логопеда

Консультация для воспитателей

99677209_1

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

У каждого педагога в арсенале свой запас различных методов и приемов для развития речи дошкольников.

Рассмотрим влияние фольклора на развитие детей дошкольного возраста.

Использование фольклора в ДОУ зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок. Тем не менее, творческая природа фольклора велика.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом.

Младший возраст

Зайка начал умываться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.

Разложили кашку.

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

При одевании

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

На прогулке

На горочке нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть.

Потешки «на сон грядущий»

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему миру спать

велят.

Потешки после сна

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

Когда малыш плачет

Слезинки — росинки

Дома нашей Вале

Плакать не давали:

Умывали, одевали,

В садик привели — слёзки потекли!

***

Это не слезинки, это — росинки,

Что ночевали на тонкой осинке,

Как они солнышка ждали!

А дождались — и пропали!

Вывод : использование потешек, прибауток в младшем дошкольном возрасте не только помогает воспитателям в различных режимных моментах. Так же помогает развивать речь малышей. Ребенок слышит напевность русской речи, усваивает новые слова и выражения вслушивается в ее напевность и мелодичность. Таким образом на данном возрастном этапе фольклор способствует расширению словарного запаса малышей. Формированию у них правильной дикции, ритма речи и расширению словарного запаса.

Старший возраст – пословицы, поговорки, загадки

Привлекательность пословиц в их мудрости, доступности, глубине мысли, но и в их удивительной точности, компактности формы.

Особое внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине, защите.

Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, это истины, которые должны затрагивать их чувства. При беседе пословицы характеризуют значимость Родины для человека.

С родимой земли – умри, не сходи.

Один в поле не воин.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина любимая – мать родная.

На чужбине и собака горюет.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Рыбам – море, птицам - воздух, а человеку – Родина.

Всякому мила своя сторона.

Всякая сосна своему бору шумит.

Где родится, там и пригодится.

Любовь к родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой.

Другой матери не будет.

Счастье и доброту у матери найду.

При солнышке тепло, при матери добро.

Не лучшего дружка, чем родная матушка.

Не менее важны и пословицы о семье.

В родной семье и каша слаще.

Не надобен и клад, если в семье лад.

Как вся семья вместе, так и душа на месте.

Нам необходимо воспитывать в ребенке определенные нравственные качества, любовь и уважение к трудовому человеку.

В пословицах, связанных с понятием «работа», говорится о значимости работы для жизни каждого человека.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Эти пословицы определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Плотник – первый на селе работник.

Особое внимание в пословицах уделялось теме защиты Отечества.

Один в поле не воин.

Храбрость города берет.

Лучше биться орлом, чем жить зайцем.

Не силою дерутся, а умением.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дружба – это очень важно в жизни. Народ ценил дружбу и верно подметил, что с друзьями жить легче.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле.

Земля заботу любит.

По погоде и урожай.

Без хозяина земля – круглая сирота.

Поговорки имеют переносный смысл, намекают на что-то другое, отличное от того, о чём говорится. Отражают различные жизненные проявления, прославляют высокие моральные качества человека.

«За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь»

Вывод : использование потешек, прибауток в более старшем дошкольном возрасте не только помогает развить у ребенка чувства любви к Родине, к матери, к истории своего народа, а также сформировать словесно-логическое мышление ребенка. И конечно же способствует развитию речи детей- расширению словарного запаса, формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха.

Практическая часть для воспитателей

Игра «Закончи пословицу».

Я называю первую половину пословицы, а педагоги вторую.

Труд человека кормит, а … (лень портит).

Кто много говорит, тот … (мало делает).

Сделал дело, … (гуляй смело).

Делу – время, а … (потехе час).

Лучше горькая правда, … (чем сладкая ложь).

К концу года, когда дети умеют читать, задание усложняется.

Игра «Назови пословицу».

Дело – безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья).

Дружба – служба. (Дружба дружбой, а служба службой).

Руки – скука. (Не сиди сложа руки, так не будет скуки).

Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит).

Дело – потеха. (Делу время, потехе – час).

Игра «Отгадай поговорки»

О каких людях идет речь, какие недостатки характера высмеиваются?

Язык без костей, что хочет, то и лопочет. (Болтовня).

Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень).

Кто рано встает, тому Бог подает. (Трудолюбие).

Подал руку, да поставил ногу. (Двуличие).

Игра «Зашифрованная пословица».

• Для одного из травоядных животных в момент, когда его душа уходит в пятки, остатки срубленного дерева превращаются в хищного лесного зверя. (Трусливому зайке и пенек – волк).

• В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делает из мухи слона).

• В какой поговорке слово находится в кармане? (За словом в карман не лезет).

5. Игра «Восстанови пословицу, вставляя пропущенные прилагательные.

• За (какой) головой, как за каменной стеной. (Крепкой, большой, дурной, молодой, старой).

• (Какое) слово, что весенний день. (Умное, доброе, ласковое, хорошее).

• (Какая) книга – лучший друг. (Хорошая, интересная, занимательная, поучительная, содержательная).

• (Какую) дружбу и топором не разрубишь. (Прочную, крепкую, хорошую).

Отгадай поговорку. воспитателям предлагаю рассмотреть картинку на слайде, отгадать поговорку и объяснить ее смысл.

Откуда взялась поговорка «зарубить на носу»?

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т. п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу».

Откуда пошло выражение «всыпать по первое число»?

В старину учеников школы часто пороли, иногда даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число».

Откуда взялась поговорка «закадычный друг»?

Выражение «залить за кадык» в старину означало «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который в наши дни употребляется для обозначения близкого друга.

«Не ко двору пришёлся»

У этой поговорки есть интересная мифологическая основа. Согласно ей на подворье (на дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А если не понравится, то или убежит, или заболеет. Что делать… не ко двору…

Откуда взялась поговорка «не мытьём, так катаньем»?

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

Откуда произошло выражение «семь пятниц на неделе»?

Раньше пятница была базарным, свободным от работы днём. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Не менее важное значение в развитии речи дошкольников имеют скороговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения, темпа, ритма и дикции дошкольников.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены, овладевают родным языком. Использование фольклора развивает память, воображение, мышление дошкольников.