Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь достаточный словарный запас, представления о грамматическом значении слов, у него должны быть развиты навыки словообразования.
Уважаемые педагоги, представляю Вам нетрадиционные формы работы,
которые позволят решить вышеуказанные задачи.
Инсценирование
Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико-грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно задействовать несколько человек, а можно и всю группу, если проводить игру по кругу. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.
Например, занятие по теме «Хлеб».Педагог определяет круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, и выбирает детей ,играющих ту или иную роль:
1 ребенок-тракторист;
2 ребенок-комбайнер;
3 ребенок-мельник;
4 ребенок-пекарь;
5 ребенок-водитель;
6 ребенок-продавец;
7 ребенок-покупатель.
Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продолжают описывать, как из зерна получается булка хлеба.
«Хорошо - плохо»
Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (вредные и полезные стороны). Рассмотрим какой-нибудь предмет и ли явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.
Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь…
Хорошо:
-растения будут хорошо расти…
-по лужам можно пускать кораблики…
-не будет пыли, дома и улицы будут чистые…
Плохо:
-нельзя гулять на улице;
-можно промокнуть и заболеть;
(дети дают свои ответы)
Синквейн
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах. Как составить такой синквейн?
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимени
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Желаю успехов в работе!