Сайт учителя-логопеда

Проект "Неделя логопедии в ДОУ"

 

Описание проекта

 

Актуальность

  Известно, что хорошая  речь - важнейшее условие  всестороннего, полноценного развития детей.  Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Достичь эффективности в коррекционно-развивающей логопедической  работе  возможно только в системе взаимодействия с семьей, но,  как показывает многолетняя практика, не все родители компетентны в вопросах речевого развития детей.     Многие   из них не  понимают важность и значимость своевременного устранения речевых нарушений у детей, либо  стараются не замечать их, игнорируют выполнение с ребенком домашних  заданий, рекомендованных учителем-логопедом. Некоторые родители наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя  повышенные требования к речи ребенка, а те родители, которые готовы к совместному сотрудничеству,  не владеют необходимыми знаниями для осуществления коррекционной  работы с ребенком в условиях семьи. Они   получают необходимую информацию на информационных стендах, посещая родительские собрания и консультации. При такой организации работы они  являются   пассивными слушателями и наблюдателями.

Цели и задачи.

Для   формирования компетентности родителей в вопросах речевого развития детей была поставлена цель: объединить  усилия всех участников образовательного процесса по оптимизации речевого развития детей дошкольного возраста, посредством участия в совместной проектной деятельности.  

Для реализации цели были поставлены задачи:

-приобщать родителей  к участию в  коррекционно-развивающей  логопедической  работе через внедрение в нее  эффективных форм;

-оказывать   помощь родителям в создании благоприятных детско-родительских отношений в рамках совместной работы (консультации, занятия, тренинги и пр.)

- содействовать  сохранению  физического и психического здоровья детей  путем  популяризации логопедических знаний среди родителей.

Вид проекта: творческо – информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь  месяц).

По количеству участников – групповой. 

Участниками  проекта явились  дети  подготовительной логопедической группы с ФФНР, родители   воспитанников, воспитатели логопедической группы.

Возраст детей - 6 лет

   Организация  деятельности участников проекта  – подгрупповая, индивидуальная,  групповая.

   Образовательная область: речевое развитие.

При реализации проекта  особое внимание уделялось следующим направлениям:

1.Речевое развитие:

-формирование правильного звукопроизношения;

-формирование фонематических представлений;

-формирование грамматического строя речи;

-активизация и расширение словарного запаса по темам «Осень», «Животные и растения родного края».

2. Работа с родителями:

-проведение занятий с детьми совместно с родителями;

-проведение консультационной работы с родителями в форме мастер-класса, выставки, круглого стола, экскурсии.

3. Совместная творческая деятельность детей и родителей:

- оформление собственных страниц «Сибирской азбуки».

   

В процессе осуществления проектной деятельности мы применяли следующие  формы совместной работы  с детьми, воспитателями  и родителями:

-проведение занятий с детьми совместно с родителями;

-проведение консультационной работы с родителями в форме мастер-класса, выставки, круглого стола, экскурсии;

-совместная творческая  работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению « Осенней азбуки».

Методы изучения:

  1. Диагностика развития речи;
  2. Беседы с родителями воспитанников.

Научно-методическое обеспечение проекта:

  1. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. ­­-М.:АСТ-Пресс,1996.
  2. Коноваленко С.В, Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.: Гном и Д, 2005.
  3. Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Руденко, В.И. Домашний логопед. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2000.
  5. Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.:  Мозаика-Синтез, 2004.
  6. Светлова,  И.  Домашний  логопед  :  эффективная  программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. –М. : ЭКСМО, 2002.
  7. Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль, Академия развития,2008.
  8. Цуканова С.П, Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду.-М.: Гном и Д, 2010.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  1. Дидактические игры и пособия;
  2. Мультимедийное оборудование (проектор и экран).
  3. Музыкальный центр.

Предполагаемые  результаты  совместной проектной деятельности:

-возрастет  заинтересованность и степень участия  родителей в вопросах воспитания правильной речи детей в условиях семейного воспитания;

-повысится   педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;

-возрастет   речевая  активность детей при совместной работе с родителями;

-сформируется   творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;

-повысится  степень удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

 

Этапы подготовки и реализации проекта

 

 

 

Этап

 

 

Содержание деятельности

 

Участники

Подготовительный

 

1-15сентября

-Диагностика состояния речи дошкольников;

-Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по обозначенной теме, изучение интернет - ресурсов;

-Определение цели и задач проекта;

-Составление плана работы над проектом;

-Определение содержания деятельности всех участников проекта.

-Подборка иллюстративно-речевого материала, дидактических игр и пособий.

 

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы,

дети, родители.

Основной

этап

18-21сентября

 

 

-Проведение занятий с детьми совместно с родителями;

-Проведение консультационной работы с родителями в форме мастер-класса, выставки, круглого стола, экскурсии,

-Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению « Осенней азбуки»

  

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы, дети, родители

 

Заключительный этап

 

22 сентября

 

 

Проведение КВН совместно с детьми и родителями логопедической группы

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы, дети, родители

   

План проекта

Дата

Название

мероприятия,

форма организации

деятельности

Задачи

Участники

 

1-14

 

сентября

(1 этап)

Диагностика состояния всех сторон речи воспитанников логопедической группы

Определить уровень речевого развития воспитанников

Учитель-логопед,

 

 

 

дети логопедической группы.

15

сентября

 

(1 этап)

Анализ  результатов диагностики, составление совместного плана коррекционно-развивающей работы         

 

Знакомство воспитателей с выявленными речевыми нарушениями воспитанников логопедической группы.

Составление перспективного планирования работы по формированию правильной речи  на первый квартал; Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы.

 

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

воспитатели логопедической

группы

 

18-22 сентября

(2 этап)

 

Определение содержания работы над проектом

 

 

 

-Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по обозначенной теме, изучение интернет - ресурсов;

-Определение цели и задач проекта;

-Составление плана работы над проектом;

-Определение содержания деятельности всех участников проекта.

-Подборка иллюстративно-речевого материала, дидактических игр и пособий.

Учитель-логопед,

воспитатели логопедической группы

 

 

 

25

сентября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол

для родителей:

«Будем говорить правильно».

-Познакомить родителей с нормой и  отклонениями в развитии речи дошкольников

 Раскрыть влияние речевых нарушений на будущую успеваемость при овладении навыками чтения и письма в начальной школе

-Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи в условиях логопедической группы

-Познакомить родителей с методами и приемами работы по исправлению речевых нарушений в условиях семейного воспитания

-Показать значимость работы родителей в развитии и коррекции речи детей

 

Учитель-логопед,

родители воспитанников логопедической группы

26

сентября

 

Совместное занятие с детьми и родителями:

«Путешествие Язычка в страну правильной речи».

 

 

 

 

 

 

 

-Познакомить родителей с играми и приемами развития артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания;

-Объяснить  детям и родителям значимость формирования перечисленных навыков для овладения правильным  звукопроизношением.

 

Учитель-логопед,

Родители воспитанников логопедической группы Воспитанники логопедической группы

 

 

Индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизноше-ния  с детьми  в присутствии родителей

-Познакомить родителей с играми и приемами формирования правильного звукопроизношения.

  

 

 

Учитель-логопед,

Родители воспитанников логопедической группы Воспитанники логопедической группы

27

сентября

Мастер-класс для родителей:  «Путешествие в страну Грамоту» совместно с детьми

Познакомить родителей с  приемами формирования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед,

Родители воспитанников логопедической группы,

Воспитанники логопедической группы

28

сентября

Фронтальное занятие   по развитию связной речи.

Составление рассказа по картине «Осень золотая»

Познакомить родителей с играми и приемами формирования грамматического строя речи и связного высказывания детей

 

 

 

 

 

Родители воспитанников логопедической группы,

воспитанники логопедической группы,

воспитатели логопедической группы

 

 

 

 

 

29

сентября

 

 

(3 этап)

КВН совместно с детьми и родителями

 

 

-Закрепить знания детей и родителей по развитию речи;

- Развивать навыки речевой коммуникации;

-Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;

- Воспитывать умение выслушивать товарищей, не перебивать их речь;

-Формировать нравственные качества: умение прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Учитель-логопед, родители воспитанников логопедической группы,

воспитанники логопедической группы,

 

Выставка работ детей «Сибирская азбука» 

 

- Вовлечь  родителей в совместную творческую деятельность с детьми;

-Развивать  правильную  речь детей в процессе выполнения творческих работ с родителями.

 

Родители воспитанников логопедической группы,

воспитанники логопедической группы

 

 

Сценарий итогового  мероприятия по речевому развитию для родителей и детей  подготовительной логопедической  группы с ФФНР

«Мы начинаем КВН!»

Цель: систематизировать знания родителей и детей, полученные в результате проектной деятельности.

Задачи:

-Формировать фонематический слух, навыки языкового анализа;

 -Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление;

- Развивать навыки речевой коммуникации;

 - Воспитывать умение выслушивать товарищей, не перебивать их речь;

 -Формировать нравственные качества: умение прийти на помощь, сочувствие, чувство коллективизма.

Оборудование: 2 мольберта, резиновый мяч, предметные картинки, цветные фишки для звукового анализа, магнитофон, аудиозаписи, корзинки и фишки для подсчета баллов,

Подготовительная работа: каждая командаполучает задание подготовить название команды, девиз.

Участники: две команды детей подготовительной логопедической  группы с ФФНР и их родителей.

Ход мероприятия:

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники команд входят в зал и занимают свои места.

Логопед: Добрый день дорогие ребята и взрослые, мы начинам КВН!

Сегодня нам предстоит выяснить, какая из команд окажется самой веселой, дружной и находчивой. Для этого вам предстоит выполнить несколько заданий. За каждый правильный ответ и выполненное задание  вы будете получать фишки. После подсчета верных ответов мы определим команду –победителя. А сейчас я представляю участников КВН. Слева-команда «Дельфинята».  Ваш девиз?

Команда «Дельфинята»:     Мы команда -«Дельфинята»,

                                                  Не даем себе скучать.

                                                  С удовольствием сегодня

                                                  Будем в КВН играть!

Логопед : Справа команда «Пингвинята». Ваш девиз?

Команда «Пингвинята»:     Мы- пингвинята боевые,

                                                  Любим мы сражаться.

                                                   Мы готовы в КВН

                                                   Посоревноваться!

Логопед: Пожелаю я командам

                  Не скучать и не зевать,

                  На мои вопросы дружно,

                   Побыстрее  отвечать!

                  Внимание, внимание друзья!

                   Вот первый конкурс объявляю я.

                   Вы на вопросы смело отвечайте

                   И баллы за ответы получайте!

Разминка

Логопед: Переходим к разминке!

Вопросы для первой команды.

1.Мы видим буквы или звуки?

2.Назовите мягкий согласный звук в слове почка?

3.Назовите парк без звука «К»?

4.Назовите одним словом сильный ливень?

5.Кто «папа» ягненка?

6.Слово, противоположное по смыслу «молчать»?

Вопросы для второй команды.

  1. Мы слышим звуки или буквы?
  2. Твердый согласный в слове дерево?
  3. Слово коса без звука  «К»?
  4. Звук, который встречается дважды в слове планета?
  5. Месяц между декабрем и февралем?
  6. Слово, противоположное по значению слову «спрашивать»?

1 конкурс «Кто больше назовет «осенних?» слов».

Логопед: Наша речь богата словами о временах года.  Поговорим об осени. Объявляется аукцион «Кто больше назовет осенних слов?».

Команды по очереди называют слова и получают фишки за каждое слово.

2 конкурс «Он - она».

Логопед:

У меня для вас игра

Под названьем «Он - она».

Попрошу вас,  не зевайте,

Слово в стих мой добавляйте.

Он слон, она(___), он лось, она(___),он кот, она(___)

Ну конечно! Это кошка!

Что ж сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж, она(___),он заяц, она(___),он еж, она(___),он бык, она(___).

Вам знакомо это слово?

Да, да, да! Она корова!

3 конкурс «Конкурс капитанов».

Логопед:  Пора пришла начинать конкурс капитанов! Они должны защитить честь своей команды. Посмотрим,  какой   капитан   справится лучше с заданиями этого конкурса!?

Задание: «На что похоже?»

Закончите предложения, подобрав слова-сравнения.

Капитанам поочередно предлагаются предложения.

Самолет похож на..  Осенний туман похож на… Кленовый лист похож на…

Сильный дождь похож на…Увядшая трава похожа на… Шум ветра похож на….

Задание «Пойми меня».

Логопед зачитывает по одному предложению, а капитаны поочередно отвечают на вопросы.      

Логопед:

Машу слушала мама. Кто говорил? Сережу ударил Рома. Кто драчун?

Папу ждет дочка Оля. Кто задержался? Папа шел впереди Вани. Кто шел сзади?

 

4 конкурс «Подбери слова» . (Члены команд подбирают  картинки на заданные звуки . (Звуки Л-ЛЬ)

Логопед:

Тише, тише! Не шумите! Погодите, не спешите!

Дам заданье вам друзья.  Подберите – ка слова!            

Выходят представители команд и вытягивают из конверта по одной картинке. Затем определяют первые звуки в этих словах

Динамическая пауза с мячом под музыку

Логопед:

Чтобы дальше соревноваться,

Пришло время немного размяться!

Вместе с вами поиграем

И друг другу помогаем!

5 конкурс «Рассыпанные слова».

Логопед:

Посмотрите, эти слоги

Разбежались кто куда.

И горюют: снова слово

Не сложить им никогда!

Кто помочь словам готов?

Все слова из трех слогов!

А я вам даю подсказку: эти слова обозначают названия фруктов и овощей. Просчитайте слоги и назовите фрукты!

мо-ны-ли             фель-кар-то    бло-я-ки       ла-бак-жан     си-ки-пер             та-пус-ка

на-ны-ба               ми-по-до

6 конкурс «Знатоки звуков и слов».

Мы знаем, что слова состоят из звуков. И каждый звук имеет свое обозначение.

В следующем конкурсе не нужно зевать! Слова  из фишек нужно составлять!

Участники  команд вытягивают из конверта предметные картинки. Затем участники (дети) выполняют анализ слов с помощью цветных фишек по очереди. Первый ребенок обозначает первый звук в слове, второй ребенок следующий звук и.т.д. Следующий участник ставит ударение, а последний участник  в слове делит слово на слоги. Побеждает та команда, которая все задание выполнила правильно.

 

Итог мероприятия:

Логопед: Вот и закончилась встреча в клубе веселых и находчивых! Подсчет фишек показал, что участники  обеих  команд – дружные, веселые и находчивые!

Очень важно говорить правильно и красиво, ведь в следующем году вы станете первоклассниками! Пришла пора нам расставаться. Спасибо вам за хорошую игру. До свидания друзья, до новых встреч!

(Награждение участников  грамотами  и призами)

 

Аналитическая справка проекта

     Вовлечение родителей в совместную  проектную деятельность позволило

приобщить родителей  к совместной   коррекционно-развивающей логопедической  работе.

            Принимая участие в круглом столе  «Будем говорить правильно», родители  узнали о «речевой» готовности детей к школе, причинах речевых нарушений и их влиянии  на будущую успеваемость при овладении первоклассниками навыками чтения и письма.

            Участвуя во фронтальных и индивидуальных  занятиях,  они  познакомились с приемами  развития речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики путем выполнения практических упражнений.  Вместе с детьми они  произносили  звуки в слогах и словах, соблюдая правильную артикуляцию, и учились работать со «звуковыми дорожками». Каждый из них  имел возможность увидеть успехи и затруднения своих детей и получить информацию о том, как закреплять правильное звукопроизношение  в условиях семейного воспитания. Родителям были даны рекомендации по работе с дидактическими играми, пособиями и  логопедическими тетрадями.

          Участвуя совместно с детьми в мастер-классе  «Путешествие в страну Грамоту»,   родители  осваивали    приемы работы над звуковым  анализом слов:  составляли слова из звуков, ставили ударение, определяли количество слогов, составляли предложения из слов.

         На фронтальном  занятии   по развитию связной речи «Осень золотая», вместе с детьми  родители отвечали на вопросы,  составляли рассказ по картине. Они учились правильно задавать вопросы, строить распространенные предложения, работать с картиной. В конце занятия родителям было предложено домашнее задание – вместе с детьми сделать страницу «Осенней азбуки». Для этого необходимо подобрать иллюстрации, стихи, речевой материал на темы: «Осень», «Животные родного края», «Овощи и фрукты» и оформить свою персональную страницу азбуки.

         На заключительном этапе проекта  родители, дети и воспитатели  приняли участие в игре «Мы начинаем КВН!», целью которой стало обобщение полученных в ходе совместной проектной деятельности знаний. Также дети презентовали страницы «Осенней азбуки», которые они оформили вместе с родителями. Они рассказывали стихи, говорили об осенних  приметах  и, загадывали загадки, рассказывали о животных родного края.

        Применение проектной деятельности в работе логопедической работе   имеет большие потенциальные возможности:

  • объединяет  и активизирует  всех участников коррекционно-образовательного процесса - родителей, детей, логопеда и воспитателей;
  • способствуют качественным изменениям в развитии речевых и творческих  способностей детей;
  • позволяет актуализировать имеющиеся знания воспитателей  по вопросам формирования правильной речи дошкольников;
  • позволяет  сформировать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и превратить  их в активных участников образовательных отношений;
  •   повышает степень удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.    

 мастер-класс для родителей по обучению грамоте  КВН   09280049

                  Мастер-класс                                                     Мы начинаем КВН !