Сайт учителя-логопеда

Публикация эссе в журнале "Педагогический имидж"

vospit
«Три составляющие моей профессии: врач, психолог, воспитатель».

                Последние дни уходящей зимы, яркий солнечный свет и звонкие голоса птиц за окном… А у меня – новый этап в жизни: я – участница областного конкурса профессионального мастерства!

         Невольно возвращаюсь на 23 года назад. По окончании школы – поездка в Иркутск. Со мной лучшая подруга. Она готовится стать мамой, а я – студенткой Иркутского государственного педагогического института, будущим воспитателем детского сада. Мы в ожидании взрослой, интересной жизни… Её желание исполняется раньше. Уже через несколько дней она становится мамой двух мальчишек.  У обоих – неутешительный диагноз, который звучит как приговор – детский церебральный паралич. Неоправданные ожидания и слёзы. Много слёз и вопросов у нас двоих: «Почему?», «Что же делать дальше?» А ещё через неделю я становлюсь студенткой Иркутского государственного педагогического института.  Я – будущий дефектолог, учитель-логопед, чьё призвание – помогать особым детям, нуждающимся в специальной поддержке и помощи взрослых...

         И вот уже 20 лет я вхожу в свой небольшой, уютный кабинет. Книги, журналы, игрушки – знакомая обстановка. Но каждый день готовит новые встречи с детьми.  Сегодня на занятие придёт Руслан. Он всё ещё боится делать массаж, а ведь без него мы не справимся с работой над трудными звуками!  Тихий, застенчивый Максим, мальчик четырёх с половиной лет, совсем недавно сказал своё первое слово. Наконец-то нам удалось разрушить эту стену молчания! Рассудительная Ариша снова будет внимательно слушать каждое моё слово. Очень старательная девочка и в школе, думаю, будет учиться хорошо. А вечером я жду маму Артёма. Он недавно пришёл в наш детский сад и совсем не общается с ребятами, не смотрит в глаза и с трудом понимает обращённую к нему  речь. Трудности адаптации? Задержка речевого развития или нарушение слуха? Без медицинской помощи здесь не обойтись… Каждый день приносит новые задачи, которые требуют незамедлительного решения, и по-прежнему задаёт новые вопросы... Как настроить ребят на массаж? Что сказать обеспокоенной, растерянной маме? Какие подобрать слова, чтобы не испугать её и настроить на долгую совместную работу?  Кто он – учитель-логопед? Доктор, чья задача помочь ребёнку преодолеть имеющийся недуг? Психолог, который готов выслушать, успокоить и вселить уверенность? Или воспитатель, в арсенале которого занимательные игры и ответы на сотни детских вопросов? А может быть, логопед – это талантливый дизайнер, способный превратить маленький кабинет в уютную мастерскую правильной речи?

        Чтобы формировать у ребёнка правильное звукопроизношение, необходимо владеть знаниями из области нейропсихологии и анатомии, уметь применять логопедический массаж и современные здоровьесберегающие технологии, знать методы и приёмы постановки речевого дыхания и голоса. Важно правильно сделать речевое заключение и разработать коррекционный маршрут. Словом, нужно быть грамотным врачом. Не менее важно заинтересовать ребёнка. Впервые посетив логопедическое занятие, он испытывает  неподдельный интерес ко всему происходящему. Очень важно не потушить эту искру любознательности. Уметь не только дать указания и наставления, но и организовать интересную для него деятельность, в которой путём собственных проб и ошибок он будет находить верные решения. Я считаю, что только тогда ребёнок будет стремиться к положительному результату и радоваться своим  достижениям. Поэтому необходимо быть творческим воспитателем. Общаясь с детьми и родителями, важно вовремя оказать необходимую помощь и поддержку. Не оставить наедине с возникшими трудностями. Подсказать, успокоить, вселить веру и надежду в то, что наш совместный нелёгкий труд не будет напрасным, ведь, пока человек борется, у него есть вера в то, что он справится с самым серьёзным недугом, а у родителей, кроме того, есть огромная любовь к своим детям и желание подарить им счастливую, здоровую жизнь. Нужно быть чутким и внимательным психологом. Став учителем-логопедом по воле случая, я не пожалела о своём выборе ни разу! У меня замечательная специальность, сочетающая в себе навыки разных профессий. Опираясь на передовые достижения дефектологии и психологии, логопедии и педагогики, я помогаю детям формировать их будущее. Красивая и правильная речь нужна врачам и учителям, руководителям и инженерам! Порой бывает нелегко, коррекционная работа идёт сложно и медленно. Но шаг за шагом мы вместе идём к положительному результату. А результаты своего труда я вижу повсюду. Встречая приветливые улыбки родителей в стенах детского сада или на улице, понимаю, что их ребёнку я смогла помочь. Мне интересны и важны успехи моих выпускников в школе. Сердце переполняется радостью и гордостью оттого, что в их успехах есть и частица моего труда… И я понимаю, как справедливы слова К. Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». Поэтому можно сказать, что я – счастливый человек!