Сайт учителя-логопеда

Упражнения для формирования речевого дыхания

 

Рисунок5

            Рисунок1

    Известно, что все звуки мы произносим на выдохе. Взрывные звуки произносятся коротко (такие как П,Б,К,Г), поэтому требуют короткой воздушной струи, а вот щелевые звуки(Щ,Ш,Ч) и соноры (Р,Л) требуют длительной воздушной струи. При постановке звуков ребенок должен уметь управлять воздушной струей, подуть именно на кончик языка, а не по боковым краям. Именно по этим причинам необходимо вырабатывать у детей  целенаправленную воздушную струю.

 

Игр для выработки правильной воздушной струи можно придумать много, вот некоторые из них:

 

  

                           Игра «Подуем в трубочку»

 

Задачатренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

ОписаниеСделать глубокий вдох носом, задер­жать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык про­сунуть между ними, свернуть его и подуть в полу­чившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикреплен­ную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задачаразвить плавный, длительный, направ­ленный выдох.

Оборудованиенебольшая палочка, разноцвет­ные сухие листья с разных деревьев.

ОписаниеНа уровне рта ребенка на нитках под­вешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через тру­бочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задачатренировать глубокий вдох носом, на­учить различению запахов.

Оборудованиеблюдо с овощами, имеющими яр­ко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огу­рец, укроп.

ОписаниеРекомендуется для детей от 4 лет. Ре­бенок рассматривает, называет овощи, нюхает и за­поминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрос­лый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра    «Отгадай, что за фрукт»

Задачатренировать глубокий вдох носом, на­учить различать запахи.

Оборудованиеваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

ОписаниеРекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рас­сматривает, называет, нюхает их, затем с завязан­ными глазами старается определить по запаху пред­ложенный ему фрукт.

Игра «Приятный запах»

Задачатренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудованиеваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

ОписаниеРекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произно­сят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

 

Игра «Задуй ватку в "ворота"»

Задачавыработать умение целенаправленно ме­нять силу выдоха.

Оборудованиекубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

ОписаниеВзрослый вместе с ребенком сооружа­ет широкие «ворота» из кубиков или другого строи­тельного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попа­дания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «во­рота» узкими.